«Проблема» Исхода.
Сегодня современной библеистике известны несколько вариантов датировки Исхода в согласовании с хронологией Древнего Египта, но между предлагаемыми гипотезами существует разбежность в несколько столетий! Это действительно является «проблемой Исхода».
Рассмотрим эти теории.
1. Согласно самой распространенной концепции, которой сегодня придерживаются большинство библеистов, это гипотеза, отождествляющая кочевников-гиксосов (егип. «аму») с кочевниками-евреями пришедшими в эпоху появления Иосифа Прекрасного при египетском царском дворе, а Исход израильтян – с изгнанием гиксосов. Автором этого предположения является также вышеупомянутый жрец Манефон.
Действительно, к концу XII династии (1985-1795 до Р.Х.) вооруженные западносемитские скотоводческие племена из Ханаана проникают в дельту Нила и обосновываются вокруг города Аварис.
«Бог неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно…» (Манефон).
Коренные египтяне этих захватчиков называли «хека-хасут» («иноземные правители»). У Манефона в его труде на греческом языке, появляется термин «Гиксос» («цари пастухов»), откуда и произошло наименование «гиксосы», а это делает понятными слова книги Бытия: «Мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34).
В течении 100 лет эти пришельцы внедрялись в жизнь и культуру Египта, а к 1650 г. до Р.Х. они уже правили Нижним Египтом, устроив столицу в Аварисе. Отсюда их влияние распространилось на Мемфис и на весь Средний Египет. В то же время на юге египетские фараоны XVII династии из Фив вершили власть над Верхним Египтом.
Согласно сведениям Манефона, дополненными данными археологии, многие гиксосские фараоны (XV-XVII династия) действительно носили семитские имена (Салитис, Бнон, Апахнан, Апофис (Апопи), Ианнес (Хиан), Кертос (Хаумуди), Иакоб-Эр, Семкен, Анат-Эр). Примечательно, что именно с именем гиксосского фараона Апофиса (Апопи) связано предание, сохранившиеся благодаря «Хронике Евсевия», по которому, именно этот фараон, был современником Иосифа Прекрасного.
Именно с изгнанием гиксосов, которое произошло в 1580 г. до Р.Х. отождествляется Исход израильтян из Египта. Мало того, цитируя версию жреца Манефона иудейский историк Иосиф Флавий передает отчасти согласованную с библейской историей версию пребывания евреев в Египте и их исхода в Землю Обетованную, а также их дальнейшее обоснование, с постройкой Храма в Иерусалиме.
«Он (Манефон) начал с утверждения, что великое множество наших предков (евреев) пришло в Египет и покорило местное население; затем он сам признал то, что некоторое время спустя они снова были изгнаны и захватили нынешнюю Иудею, где основали город Иерусалим и построили Храм» (Иосиф Флавий «Против Апиона»).
Гипотеза, по которой гиксосы отождествлялись с евреями, трудно согласуется с тем фактом, что евреи в Египте были угнетенными невольниками, а гиксосы – всемогущими владыками. Хотя, можно допустить, что при Иосифе Прекрасном евреи могли быть и в привилегированном состоянии, но вряд ли владыками Египта!
Далее, после изгнания гиксосов в истории Древнего Египта началась знаменательная глава – эпоха Нового Царства (XVIII – XX династии). Египет вновь стал сильным централизованным государством. Фараон Яхмос I вернул власть над Нубией на юге, а также Сирией и Палестиной на севере. А уже третий фараон Нового Царства Тутмос I расширил влияние Египта вплоть до берегов Евфрата на Ближнем Востоке! Вряд ли события Исхода могли бы произойти именно в этот период, и новые египетские власти позволили бы беспрепятственно овладеть изгнанным евреям-гиксосам Ханааном, территория которого являлась подведомственной Египту.
2. При Аменхотепе III – девятом фараоне Нового Царства Египет жил в мире со своими соседями. Страна процветала. Но его сын и преемник на престоле Аменхотеп IV, он же Эхнатон мало интересовался внешней политикой, да и государственными делами в целом. Нежелание Эхнатона исполнять роль фараона так, как-то предписывали традиции, повлияло и на международное положение Египта. Из собрания дипломатической переписки («Письма из Телль-эль-Амарны»), найденной в 1887 г. в руинах египетского города Эль-Амарна (Ахетатон «солнечный диск» – название столицы Египта при Эхнатоне), видно, как разваливалась выстроенная предками Эхнатона империя. Данный архив насчитывает более 350 писем, около половины, из которых являются письмами ханаанских монархов своим египетским властителям Аменхотепу III и Аменхотепу IV. Шесть писем из этого архива принадлежали правителю Иерусалима Абди-Хебу (или Абдихепа). Абди-Хеба был одним из приближенных к фараону правителей в центральной части Ханаана и его имя упоминается также в письмах царей со
седних городов. Так вот, среди его писем было обнаружено послание, относящееся к XV в. до Р.Х., в котором он (Абди-Хеба) извещает фараона Эхнатона об опасности, нависшей над городом из-за вторжения в Ханаан племени «хабиру» (или «хапиру»). Иерусалим в этом тексте фигурирует под названием Урусалим или Иерушалаим. Из писем выясняется, что Иерусалим, находившийся под египетской властью, переживал не лучшие времена. Абди-Хеба слезно просил фараона прислать войска: «Царь, господин мой, нет больше у Царя его земель! Хабиру ограбили царские земли! Если пошлет Царь господин мой, войско в этом году, то вернет себе свои земли: а если не будет войска, то пропали земли Царя, господина моего…».
Египтяне контролировали эту территорию из нескольких административных центров. Наиболее важными из них были: Газа (где находился главный правитель), Яффо и Бейт-Шеан. Там египтяне завели собственную систему управления и поставили небольшие гарнизоны солдат для поддержания египетского контроля над страной.
Отсюда появилась следующая гипотеза, по которой евреи-хапиру после Исхода спустя традиционные 40 лет вошли в Ханаан – Землю Обетованную и этим дали повод к переживанию египетским союзникам. Таким образом, если к приблизительной дате послания (1400 г. до Р.Х.) мы прибавим традиционные 40 лет, то получим новую дату Исхода – 1440 г. до Р.Х.
3. Наверное, немногие знают, что тема Исхода в истории Древнего Египта была не безразлична и известному основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Именно он в своей книге «Если бы Моисей был египтянином» отнес Исход к периоду смуты после смерти фараона Аменхотепа IV (Эхнатона): «По нашей реконструкции Исход из Египта должен был произойти где-то между 1358 и 1350 гг. до Р.Х. – иными словами сразу после смерти Эхнатона, но ещё до того как Харемхаб восстановил государственную власть». Действительно, период смуты был бы благоприятным контекстом побега рабов-евреев от угнетателей.
4. Еще одно предположение было выдвинуто согласно эпиграфическому памятнику - стеле фараона Мернептаха (Меренптаха). К правлению фараона Мернептаха Египет по внутренним причинам значительно ослаб. Будучи сыном знаменитого Рамзеса II фараон Мернептах попытался вновь привести страну в прежний грозный вид и результатом был очередной военный поход в Палестину. На стеле этого фараона есть следующие слова: «Я, Мернептах, сделал Хурри (Палестину) вдовой…. И разрушил семя Израиля». И хотя из победной стелы, очевидно, что к тому времени евреи уже находились в Ханаане, некоторыми исследователями дата водружения стелы принимается за дату Исхода – 1220 г. до Р.Х.?!
5. Существует ещё один эпиграфический памятник, относящийся ко времени XX династии и упоминающий фараона Рамзеса ІІІ который в 1186 г. до Р.Х завоевал Ханаан. И только потому, что в надписи этого памятника евреи и Израиль не упоминаются вообще, это дало возможность предположить, что к этому времени израильтяне, покинув Египет, ещё не добрались в Ханаан – Землю Обетованную. А это для некоторых дает возможность предположить, что Исход мог произойти и во времена фараона Рамзеса ІІІ.
Подведем итог: 1580 - 1440 - 1358-1350 - 1220 – 1186 гг. до Р.Х. – все эти даты являются предполагаемыми датами Исхода! А это далеко не все гипотезы, предлагаемые для установки историчности Исхода в контексте хронологии Древнего Египта. Но даже при беглом обзоре вышеприведенных теорий первое, что бросается в глаза это огромный временной промежуток в несколько веков (!), во время которого мог произойти Исход.