Сотическое летоисчисление в Древнем Египте
и его ущербность.
Информация о сотическом календаре сохранилась благодаря книге римского писателя Цензорина (ІІІ в.). Согласно сведениям автора в последний раз гелиактический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 г. по Р.Х.. В некоторых египетских памятниках содержатся намеки на восход Сотиса, наблюдавшийся в царствование такого-то фараона. Эти данные также легли в основу хронологии исторических событий Древнего Египта.
На самом деле сотическое летоисчисление создает неимоверные трудности для хронологии истории Египта. Например, эпоха владычества гиксосов, согласно Менефону, продолжалась 511 лет. Однако современные историки, составившие египетскую хронологию на основании астрономических данных, допускают для периода гиксосов не больше 108 лет. Дело в том, что конец XII династии Среднего Царства приходится согласно астрономическим вычислениям, составленным с учетом сотической эры, на 1783 г. до Р.Х.. Затем следует XІІІ династия и период гиксосов. После гиксосов следует XVIII династия Нового Царства, которая началась – опять таки по расчетам сотического календаря – в 1580 г. до Р.Х. Отсюда можно заключить, что на XІІІ династию и на гиксосов остается 200 лет. Только потому, что XІІІ династия состояла из фараонов-долгожителей египтологи не смогли выделить на гиксосов более 108 лет! Эта цифра находится в явном противоречии не только со списками многочисленных фараонов-гиксосов, но и с огромными культурными и другими изменениями, которые Египет претерпел в результате правления гиксосов.
В свое время британский египтолог Питри Флиндерс настаивал на том, что гиксосам надо дать не менее 1660 лет, то есть один дополнительный сотический период – 1460 лет!
Следует отметить, что хронология истории Древнего Египта создавалась выдающимися учеными и является гордостью современной египтологии. На базе хронологии Древнего Египта строится датировка археологии всего Древнего Востока.
Библейская история ближневосточного региона представленная в ветхозаветных книгах Священного Писания имеет все-же строго упорядоченное изложение. Так, время правления царей Израиля и Иудеи представлено очень последовательно с подробным описанием исторического контекста, которое в свою очередь согласуется с ассиро-вавилонскими памятниками, а также с богатой литературой древнегреческих писателей, в соответствии с которой также написана история античного мира.
Но как мы увидим ниже очень трудно синхронизировать классическую историю Древнего Египта с библейской историей, в частности с периодом Исхода. Именно этот временной отрезок (период Исхода) в данной статье для нас представляет наибольший интерес.
При соотношении современной египтологии и исторического изложения Священного Писания библеист-исследователь сталкивается ещё с одной трудностью - науке вообще ничего неизвестно о пребывании древних евреев в Египте! По крайней мере, нет никаких археологических свидетельств подтверждающих достоверность изложения глав книг Бытия и Исход повествующих о миграции евреев из Ханаана в Египет и обратно - в Землю Обетованную. Исход евреев из Египта зафиксирован только в Библии, египетские источники по этому поводу хранят полное молчание.
Да и Священное Писание очень скупо сообщает об историческом контексте Исхода. Единственный намек в Библии содержится в словах относящих время Исхода ко времени фараона, «который не знал Иосифа» (Исх. 1:8).
«Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть какой угодно. Исход мог происходить – во времена любой из тридцати(!) египетских фараонских династий…» - пишет современный израильский ученый Рафаил Нудельман в своей книге «Загадки, тайны и коды Библии».