Олег Скнарь (труды)

Новый взгляд на хронологию Древнего Египта – Иосиф Прекрасный в египетской истории.



Хронология истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем египтологии. На трудности определения временных рамок древней египетской истории указывал ещё ученый-энциклопедист XVII в. Атанасиус Кирхер: «Столько разных мнений, столько путаницы в различных летописях, до такой степени различны и разнообразны установленные течения времени, извращения имен собственных, что хронологию Древнего Египта можно назвать непознанной наукой» («Египетский Эдип»).

«Непознанной наукой» хронология истории Древнего Египта оставалась и в XVII и в XIX веках. На её характер мало повлияли археологические открытия в конце XIX – начале XX века.

В 1906 г. американский египтолог Дж. Г. Брэстед писал о чрезвычайно «запутанном состоянии современной хронологии ранней египетской истории» и он имел все основания для такой оценки.

Археологические открытия, совершавшиеся на протяжении XX в., изучение египетской эпиграфики, - все это действительно дало много новых материалов о Древнем Египте, однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу XXI в. в основном таким же, каким было век назад.

«Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно» - писал в своей книге «Летописи фараонов» в 1994 г. английский египтолог Питер Клэйтон.

Но все же современная египтология придерживается определенной периодизации развития Египта. Первым кто систематизировал историю Древнего Египта был египетский жрец Манефон (Мането), живший в III в.до Р.Х. и составивший (на греческом языке) перечень всех египетских династий, на котором и основывается принятая сегодня хронология древнеегипетской истории.

Династия подразумевает правление одной семьи в течении нескольких поколений. Подобное деление на периоды необязательно соответствует реальным переменам во власти, однако данный принцип периодизации существует и сегодня.

Династии обычно сгруппированы в царства – Древнее, Среднее и Новое, - что соотносится с эпохами относительной стабильности. Ранние этапы египетской истории по традиции рассматриваются как Додинастический период, а время царствования первых двух династий как Раннединастический (Тинисский). Исторические промежутки между царствами известны как переходные периоды. За последним – Третьим переходным периодом, наступившим после распада Нового царства, последовал Поздний период.

И не смотря на определенную упорядоченность, все же при пристальном изучении истории Древнего Египта действительно обнаруживается, что она достаточно запутана. Причиной этому может служить то, что у египтян не было сквозного летосчисления, годы считались от восшествия на престол очередного фараона, а династический список содержит много разночтений так как многих фараонов короновали ещё при жизни их отцов, и они становились соправителями. При этом иногда соправители умирали раньше, чем старший правитель. Во многих, хотя и не во всех случаях младший фараон начинал отсчет лет своего царствования параллельно с отсчетом лет правления старшего фараона.

Поэтому чтобы привязать эту хронологию к существующей временной шкале, ученным приходится прибегать к разнообразным непрямым способам датировки. Даты некоторых правлений историки уточняют по происходившим в то время тем или иным событиям, как в самом Египте, так и во внешнем мире. Однако в классической хронологии Древнего Египта по-прежнему остается множество «белых пятен», поскольку достаточно уверенно можно датировать события лишь после 663 г. до Р.Х. (год освобождения Египта от ассирийцев), а весь предыдущий период датируется очень проблематично. Расхождения в датах в современных статьях и книгах может различаться от нескольких десятков до 150 лет.

Именно с этой проблемой датировки правления фараонов пришлось столкнуться автору при написании этой статьи, когда несколько источников представляющих классическую хронологию Древнего Египта предлагают совершенно различные временные отрезки правления того или иного фараона. В данной статье для определения временных отрезков правления фараонов и других событий истории Древнего Египта будет использоваться традиционная хронологическая шкала, предложенная нашим современником - ученым-египтологом Захи Хавассом, генеральным секретарем Высшего совета по древностям Египта.

Как все примитивные народы, самые первые жители Древнего Египта измеряли время, считая лунные месяцы, составляющие 29 или 30 дней. Однако около 2900 г. до Р.Х. египтяне создали календарь, не зависящий от фаз Луны. Египтяне, наблюдая за Луной, сопоставляли её с сезонным «поведением» Нила. Уровень реки измерялся с помощью «ниломера», по которому можно было оценивать высоту подъема воды. Таким образом, египетский год, составлявший 12 месяцев (30 дней каждый), делился на 3 четырехмесячных сезона: Ахет (половодье, разлив – середина июля – середина ноября), Перет (пробуждение земли – середина ноября – середина марта) и Шему («низкая вода», жатва – середина марта – середина июля). Каждый месяц состоял из 3 десятидневных «недель» (декад), каждый день из 24 часов (12 дневных и 12 ночных). Египетский год продлевался до 365 дней – что соответствовало астрономическому году – на пять дней после окончания сезона Шему. Считалось, что это дни рождения богов Осириса, Гора, Сета и богинь Исиды и Нефтиды. Дни рождения пяти

богов, завершая солнечный цикл, приводили египетский календарный год к началу – 19 июля по современному григорианскому календарю. Это был день восхода Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне, которую олицетворяла увенчанная короной из звезд богиня Сопдет (Сотис). Сведения об этом астрономическом явлении и наблюдения за звездами легли в основу древнеегипетской хронологии.

Египтяне имели относительно точный календарь, однако расхождения в нем сохранялось: длительность календарного года и составляющих его сезонов не совпадала с астрономическим годом. Разница составляла шесть часов. Это означало, что календарный год и солнечный в точности совпадают лишь раз в 1460 лет. Впрочем, древних египтян это мало беспокоило, и недостающее звено было восполнено только в Птолемеевский период (304-30 гг. до Р.Х.), когда Птолемей ІІІ ввел понятие «високосного года» и установил дату наступления нового года – 29 августа.





НАЗАД



Рейтинг@Mail.ru Украјнський православний інтернет