Библейский Шхем – земной удел патриарха Иакова и место последнего пристанища Иосифа Прекрасного.
Палестинский город, в который мы предложим нашим читателям сегодня отправиться, известен не только своей древней сединой, но и своими многочисленными названиями, отображающими значимость и характер своих несчетных жителей-хозяев.
Так, впервые город появляется под названием Шхем в рукописных памятниках Древнего Египта, датируемых XVIII в. до Р.Х.. Свое наименование город сохранял наибольший временной отрезок вплоть до периода римского владычества, именно тогда он был переименован в честь римского императора Флавия Веспасиана, а ещё позднее в Неаполис. В период арабского завоевания (VII в.) этого региона город сменил свое название на Наблус. В русской традиции, согласно синодальному переводу Священного Писания, его называют Сихем или Сихарь. В Библии этот древний мегаполис упоминается более 50 раз.
Сегодня библейский Шхем находится в Самарии на территории Палестинской автономии. Он считается одним из опаснейших городов в арабо-израильском противостоянии и «славится» не только своими снайперами, но и как место подготовки террористов. Поэтому появление в этом городе паломников большая редкость, а если такие смельчаки и появляются, христианская община Шхема встречает их с большой радостью.
Дорога из Восточного Иерусалима в древний Шхем проходит извилистой лентой через холмы Самарии, днем сверкающие белизной, а на закате отливающие бронзой. Склоны холмов усыпаны сложенными из известняка террасами, удерживающими богатую минеральную почву. Пейзаж украшают оливковые деревья. Местные крестьяне везут собранный урожай в деревни, где из оливок делают масло.
Миновав Рамалах, маршрут в Шхем пролегает через древний Шило (Силом), где после вступления в Землю Обетованную более 200 лет хранился Ковчег Завета. Именно тут Святая Земля была разделена между 12 коленами. Шило знаменит как город, в котором родился пророк Самуил.
При подъезде к Шхему перед путником открываются стоящие у юго-восточного въезда подобно часовым две исторических горы-близнецы – Гевал и Гаризим.
Издалека Шхем похож на картину художника-пуантилиста. В стенах домов, аккуратно расположившихся на склоне холма, голубеют бесчисленные двери. Подъехав ближе, можно услышать какофонию звуков городской жизни: сигналы автомашин, величественный голос муэдзина, зазывания уличных торговцев.
Район вокруг современного Шхема связан с жизнью и деятельностью патриархов. Неподалеку от древнего Шхема в Алон Море патриарх Авраам построил жертвенник (Быт. 12:6-7) после того, как Господь завещал эту землю его потомкам. Здесь же внук праотца Авраама патриарх Иаков, купив землю у ханаанеян, поставил шатер (Быт. 33:18-20) и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада.
Здесь когда-то стоял ханаанейский храм Бэйт Бааль Брит, в котором находился «пуп земли». Именно здесь, в Шхеме, Иисус Навин установил памятник. А позднее дочь патриарха Иакова Дина была изнасилована наследником властителя Шхема, за что Симеон и Левий, вопреки желанию отца, перерезали всех мужчин Шхема, а город разграбили, за что и были лишены своих уделов – колено Левия жило среди прочих колен, а Симеон в южных землях Иуды. Территориально Шхем находился во владении колена Ефрема. После смерти Гедеона, его сын Авимелех казнил в Офре 70 своих братьев и объявил себя царем Шхема (Суд. 9:5). Жители города взбунтовались и тогда он разрушил его дотла.
После развала империи царя Соломона Шхем был долгое время столицей Северного Израильского царства и даже имел свой собственный еврейский храм. В VIII в. до Р.Х. Шхем был разрушен ассирийцами и снова восстал из пепла в IV в. до Р.Х., когда здесь обосновалась самаритянская община. В 332 г. до Р.Х. самаритяне подняли восстание против Александра Македонского, запретившего им строительство храма. Позже этот храм все же был построен, но во II в. до Р.Х. Иоанн Гиркан разрушил его перепахав Шхем почти до основания.
В дальнейшем город был все же отстроен римлянами. Владели городом и крестоносцы.
Ещё древний Шхем известен как место последнего упокоения одного из сыновей Иакова - Иосифа Прекрасного. Его мумифицированное тело израильтяне вынесли во время Исхода из Египта (Исх. 13:19) и привезли сюда в Шхем, где оно и было погребено на участке земли принадлежавшем патриарху Иакову.
Сегодня гробница Иосифа Прекрасного находится в руинах и выглядит внешне заброшенной. Причиной сложившейся ситуации послужил конфликт между мусульманской общиной Шхема и общиной религиозных евреев. В 2000 г. во время очередной стычки склеп Иосифа Прекрасного был осквернен и разрушен фанатиками-исламистами для дальнейшего строительства на этом месте мечети. В соответствии с Норвежскими соглашениями район гробницы являлся израильским анклавом на территории Палестинской автономии. Гробницу охранял взвод израильских пограничников. После начала беспорядков в сентябре 2005 г. гробница Иосифа стала объектом постоянных нападений со стороны палестинцев, которые вели непрерывный обстрел позиций израильтян, а в октябре израильские солдаты, охранявшие гробницу были выведены из Шхема. Строительство мечети было заморожено, но вряд ли в ближайшее время из-за конфликта народов – «двоюродных братьев» могилу Иосифа Прекрасного можно будет восстановить и привести в порядок.
Сегодня город населяет преимущественно арабское население. Однако небольшая самаритянская община (сегодня ¬- 250 человек, а в Средние века община самаритян насчитывала несколько десятков тысяч) сохранилась в Шхеме и до наших дней.
Одной из интереснейших самаритянских традиций до сегодняшнего дня является празднование Пасхи. Причем за тысячелетия последование праздника практически сохранилось неизменным. Накануне вся община поднимается на священную гору Гаризим и разбивает шатры, так как проводит там целую неделю. На вершине горы обустраивается алтарь, сложенный из мощных каменных глыб, на котором приносится пасхальная жертва. Семь барашков лежат у алтаря, приготовленные к закланию. Их убивают по установленному обряду и жарят на вертелах, а потом происходит традиционная трапеза. Ветхозаветная еврейская традиция, как и сегодня классический иудаизм всегда отвергали веру самаритян как религиозную ересь, но сами самаритяне считают себя единственными настоящими сынами Израиля.
Евангельское повествование подтверждает противостояние между иудеями и самаритянами которое наблюдалось и во времена земной жизни Христа Спасителя. В частности апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 4:5-30) описывает беспрецедентный случай – беседу Господа Иисуса Христа и самарянки Фотинии (имя самарянской женщины-собеседницы Христа сохранилось благодаря Преданию). Этот диалог не мог состоятся только по причине многовекового религиозного противостояния между евреями и самаритянами. Будучи иудеем по воспитанию Господь нарушает этот обычай своего избранного народа, бросая вызов единоверцам только потому, что призван возвещать Слово правды, Слово жизни, Слово о Царстве Божьем всему миру. Этим диалогом Господь явил, что для Него нет своих и чужих, нет друзей и врагов, но Его спасительное Слово обращено ко всем и к каждому.
Отвечая на вопрос самарянки Фотинии о том, где следует поклоняться Богу (ведь для всех самарян было очевидным, место поклонения может быть только гора Гаризим), Спаситель подчеркнул, что Бог есть Дух, то есть реальность не земная, не физическая, а потому поклоняться Ему нужно в духе и истине. Призыв к поклонению в духе означает, что подлинным выражением религиозной жизни является внутренняя духовная жизнь человека. Когда эта жизнь строится в соответствии с заповедями Божьими, то есть с установленным от Бога порядком бытия, тогда человек совершает истинное поклонение. Всякое внешнее поклонение, если оно не сопровождается внутренней борьбой со своими пороками, внутренней переменой, изменением человеческой жизни, не является приношением, достойным Бога.
Этот судьбоносный диалог по евангельскому изложению произошел как раз у выше упоминавшегося древнего источника – колодца патриарха Иакова. Сегодня на этом месте возвышается величественный православный храм, находящийся в юрисдикции Иерусалимской Патриархии. Здесь уже 29 лет несет свое послушание настоятель-киприот архимандрит Иустин. Именно благодаря этому ревностному старцу православная община в мусульманском окружении обладает большим уважением среди жителей современного Шхема – Наблуса. Современный вид храм приобрел уже в настоятельство о. Иустина. Начиная от архитектурных форм храма, мозаичных полов, прекрасного сада и завершая тонкой ювелирной работой евхаристических сосудов – всего коснулась рука трудолюбивого настоятеля.
2008 год был знаменательным для православной арабской общины Шхема – в храм вернулся легендарный кувшин – немой свидетель судьбоносной беседы, который по преданию принадлежал самарянке Фотинии. В византийский период кувшин был вывезен в Константинополь и после разрушения его рыцарями IV Крестового похода в 1204 г. сосуд самарянки постигла судьба многих святынь вывезенных крестоносцами, которые оседали в реликвариях храмов Западной Европы – кувшин самарянки Фотинии оказался в Риме. После официального обращения Священного Синода Иерусалимской Патриархии в Ватикан, Римский Престол принял решение приурочить возвращение знаменитого сосуда к официальному визиту римского понтифика в Святую Землю.
Сегодня кувшин самарянки находится с правой стороны в центральной части храма.
В отличие от других так называемых древних городов история Шхема ещё не закончена и не написана окончательно, город ещё не успел превратиться в окаменелость. Посещая древний Шхем невольно ловишь себя на мысли, что находишься не в мавзолее, а в живом музее, и сами действующие лица выглядят так как будто они вышли из прошлых тысячелетий одаривая паломника чувством причастности к библейской истории.