Олег Скнарь (труды)

«Агнице всеблаженная, в побеждение лести отеческия веру исповедала еси Христову»

Доклад на конференции 16 декабря 2006 года, посвященной 1700-летию мученического подвига святой Варвары



«І перстеник у Варвари...»

В XIX в. для мощей святой Варвары была предоставлена серебряная рака с балдахином весом в 24 пуда (дар графини-схимницы Анны Орловой-Чесменской). Гробницу окружали 48 литых позолоченных Ангелов работы петербургского мастера Андреева. В праздничные дни вывешивалась золотая лампада с брильянтовой ветвью (подарок Елизаветы II). Над ракой висела икона святой Варвары с ризой, украшенной драгоценными камнями и обручальными кольцами цариц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны с огромными бриллиантами, которые те обменяли на простенькие серебряные кольца от святой Варвары.

Эти колечки с руки великомученицы особо почитались паломниками. Для богатых богомольцев делались массивные золотые кольца, для бедных - синенькие финифтяные. Приобретали эти кольца и молодожены.

Осип Мандельштам вспоминал, что для Таинства Венчания он для себя и своей невесты Надежды приобрел именно «простенькие и дешевые финифтяные кольца от святой Варвары».

Тарас Григорович Шевченко также упоминает эти легендарные колечки в поэме «Наймичка»:

І перстеник у Варвари
Невістці дістала,
І всім святим поклонившись.
Додому верталась.

Федор Михайлович Достоевский устами героини «Братьев Карамазовых» также сообщает о почитании святой Варвары:

- Вот, - вскрикнула в радости г-жа Хохлакова, возвращаясь к Мите, - вот что я искала!
Это был крошечный серебряный образок на шнурке, из тех, какие носят иногда вместе с нательным крестом.
- Это из Киева, Дмитрий Федорович, - с благоговением продолжала она, - от мощей Варвары великомученицы. Позвольте мне самой вам надеть на шею и тем благословить вас на новую жизнь и на новые подвиги.

Простая, но искренняя вера богомольцев иногда порождала осуждение у современников. Вот что писал язвительный князь Долгорукий: «У гроба святой Варвары то же происходит, что и прежде: пропасть образцов, колец, крестов и всего накладено в раку, и торг идет своим порядком. Кто берет оттуда хлопчатой бумаги для ушей от простуды, кто в пузырек цедит масло для смазывания ресниц от офтальмии, иные заимствуют ладан для окуривания себя во время грома. Замолчим из почтения к святыне...».

Известный киевский мемуарист Богатинов вспоминает свое детство: «В поре моего недуга матушка ездила со мной к святой Варваре, брала от раки святых мощей кипарисовых стружек и подкуривала меня ими, накрывая с головой простыней».





НАЗАД