НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПАСХИ. Краткий экскурс в антологию праздника.
"Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою" (Лк. 22:1).
Именно этим стихом святой апостол и евангелист Лука вводит читателя Евангелия в трагические дни ужаса Страстной Седмицы, в который суждено было погрузиться древнему Иерусалиму. Из вышеприведенного стиха очевидным является то, что для евангелиста Луки, как и для его современников, два, изначально разных праздника, праздник Опресноков (Хаг а-Мацот) и праздник Пасхи (Хаг Песах) воспринимались как один. Но так было не всегда.
Пресный хлеб имел отношение к земледельческому празднику (земледельцам древнего Ближнего Востока нужно было избавиться от прошлогоднего старого хлеба и дрожжей), в то время как Пасха (Песах) была праздником по существу пастушеским. Название "Песах" связывают с глаголами "скакать", "миновать", "перейти" на иврите, которые, возможно, употреблялись в отношении новорожденных ягнят. Вполне естественно, что ранней весной сборщики урожая в древнем Израиле праздновали урожай ячменя, а пастухи - сезон окота овец. Однако, в определенное время эти весенние празднования, благодаря определенным историческим событиям, соединились, получив новое, более глубокое осмысление.