На встречу первая пара выходит: старший - южными вратами, второй - северными; на амвоне, повернувшись лицом на восток, крестится, кланяется, поворачивается, кланяется Владыке и идет к Владыке (на встречу). Встретив Архиерея (когда тот встал на орлец положенный в притворе), надевают мантию (зимой снимают рясу, а потом надевают мантию) и после того как все духовенство приложится к кресту идут за Владыкой на кафедру; здесь они его оставляют и идут в алтарь, а Владыка в это время идет читать входные молитвы.
После того как Архиерей пойдет на кафедру первая пара выходит (старший - южными вратами, второй - северными) на амвон (за старшим идет иподиакон с подносом на котором сложено полное облачение, а за вторым - иподиакон с пустым подносом), идут на кафедру и после того как все священники уйдут в алтарь, подходят к Владыке снимают с него клобук, мантию, панагию, рясу (это все они кладут на пустой поднос; после того как на поднос положили рясу, иподиакон держащий его уходит в алтарь, и аккуратно развешивает рясу и мантию, а панагию с клобуком кладут на видном месте). Разоблачив Владыку, старшая пара начинает Его облачать. Во время облачения саккоса из алтаря выходит иподиакон с подносом, на котором находится крест, панагия, митра. Надев большой омофор (когда у иподиакона, который держал поднос с облачением, забрали большой омофор, он уходит в алтарь) на Владыку старшая пара надевают крест, панагию, митру (когда у иподиакона с подносом забрали митру, он уходит в алтарь).
Во время того, как на Владыку начали надевать панагию, посошник вместе с двумя диаконами или иподиаконами, которые держали во время облачения трикирий и дикирий, подходят к кафедре.
(Если нет диаконов, то трикирий и дикирий держат иподиакона: трикирий держится с правой руки от архиерея, дикирий - с левой. Стоят они на одной линии с диаконом, который читает молитвы на облачение на амвоне).
Диакона отдают трикирий и дикирий старшей паре и становятся возле посошника.
Старшая пара отдает трикирий и дикирий архиерею и спускается к посошнику. Стоят лицом к Владыке.
После благословения Владыкой свечами на четыре стороны, старшие иподиакона забирают трикирий и дикирий, идут на амвон, становятся с протодиаконом, читавшим молитвы на облачение, трижды кланяются Владыке, поворачиваются на Восток, крестятся, кланяются, забирают у протодиакона кадило и уходят в алтарь (если там 2 диакона с кадилами, то второй старший иподиакон забирает второе кадило).
Как только начинающий литургию священник зайдет в алтарь, старшая пара открывает ЦВ, становятся позади священника лицом к престолу. Вместе со священником крестятся, кланяются на Восток, кланяются Владыке и опять поворачиваются на Восток. Священник дает начальный возглас. В конце возгласа опять вместе со священником старшая пара крестятся, кланяются на Восток, кланяются Архиерею, друг другу и уходят в стороны.
Во время Мирной ектении свободный иподиакон выносит на кафедру седалище и ставит его сзади Архиерея.
На прошение Мирной ектении: “Еще молимся о Великом Господине...” становятся перед престолом лицом к нему и во время поминания Владыки, возглавляющего литургию, крестятся, кланяются на Восток, кланяются Владыке, друг другу и отходят в стороны.
На прошение Мирной ект. “Пресвятую, пречистую...” старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, с надетым на плечи рушником выходят на амвон (старший выходит южными вратами, а северными вратами выходят сначала иподиакон с рукомойником, а потом второй), становятся ближе всех к Царским Вратам лицом на Восток.
Во время возгласа “Яко подобает...” крестятся, кланяются на Восток (иподиакон с рукомойником только кланяется), кланяются Владыке и идут к кафедре. Подойдя к Архиерею, старший поливает руки Архиерея небольшим количеством воды над рукомойником, старшая пара снимает полотенце с плеч иподиакона, дает его Архиерею, он вытирает руки, благословляет всех, все, находящиеся на кафедре, целуют руку Владыке (правую руку сначала целует протодиакон, потом старший, потом рукомойщик, левую целует только второй иподиакон).
Идут на то же место на амвон, крестятся, кланяются на Восток, Владыке и уходят в алтарь (рукомойщик поворачивается по часовой стрелке).
Сразу после “Единородный Сыне” старшая пара раскладывает орлецы в алтаре: с четырех сторон престола лицом к престолу, недалеко от жертвенника лицом к нему.
На третьем антифоне старшая пара зажигает трикирий и дикирий, вторая пара берет рипиды, становятся лицом друг к другу (лучше, если старшая пара встанет ближе к престолу). Крестятся, кланяются на Восток, кланяются Архиерею (это делается до того, как до них дойдет протодиакон с Евангелием) уходят к северным вратам.
На малый вход дикирий выходит после кадила (если его нет, то за посошником), за ним трикирий, рипида, Евангелие, рипида и священники.
Иподиакона идут в один ряд.
Дикирий остается с левой руки владыки чуть спереди. Трикирий обходит Владыку сзади, становится справой руки чуть спереди лицом к дикирию. Первая рипида становится возле второго иподиакона ближе к алтарю лицом на юг. Вторая рипида обходит кафедру за протодиаконом с Евангелием и становится напротив первой рипиды лицом к нему ближе к алтарю.
Все крестятся, кланяются на Восток, Владыке (рипиды только кланяются), становятся лицом друг к другу.
После того, как Архиерей благословит вход и приложится к Евангелию, рипиды склоняются над Евангелием, а трикирий и дикирий отдаются в руки Архиерея. Старшая пара уходит к посошнику, предварительно убрав седалище в сторону, и стоит лицом к Архиерею.
При пении “Приидите поклонимся...” Архиерей осеняет народ. Как только диакон с Евангелием будет уходить в алтарь старшая и пара с рипидами уходит в алтарь.
Пара с рипидами становится на горнее место, кланяются на Восток, Владыке, друг другу и ставят рипиды на свое место.
Старшая пара, после того как зайдет в алтарь, подходит к створкам Царских Врат, и как только увидит, что зашел протодиакон с дикирием, начинает закрывать их до половины. Владыка прикладывается к иконам Спасителя и Богородицы, которые находятся на створках Царских Вратах. Как только Владыка приложился к ним, старшая пара опять раздвигает створки Царских Врат (это надо делать параллельно, а не по очереди). Зашедши в алтарь, Архиерей совершает каждение. Когда Владыка покадит престол, иконы в алтаре, запрестольный крест, семисвечник, духовенство, стоящих в алтаре и уже будет идти на солею, второй иподиакон, как только Архиерей станет на орлец лежащий с северной стороны престола, чайной ложкой сыпет ладан в кадило и отходит в сторону. Владыка идет кадить на солею (вместе с ним ходит протодиакон), а иподиакона собирают орлецы, кроме того, что был у престола. Кладут второй орлец возле престола (у самого престола, лицом к нему).
Зайдя в алтарь, протодиакон отдает трикирий старшему иподиакону, а Архиерей - второму. Иподиакона, взявши свечи, идут на горнее место, где, повернувшись лицом к Владыке, ждут, пока протодиакон покадит Архиерея, после чего все вместе, повернувшись на восток, крестятся, кланяются, затем кланяются Владыке, а иподиаконы еще после этого кланяются и друг другу, тушат свечи (до этого момента трикирий стоял с южной стороны, дикирий - с северной, а теперь стороны меняются).
Во время пения тропаря на “ и ныне...” второй иподиакон зажигает дикирий, берет его в руки и стоит лицом на север. Как только Владыка будет возглашать “...Отцу и Сыну, и Святому Духу...” второй иподиакон поворачивается на восток, крестится, кланяется, поворачивается к владыке, кланяется Ему и идет к священнику начинавшего Литургию, и становится между ним и престолом, повернувшись лицом на север.
Протодиакон, провозгласив прошение на солее, заходит в алтарь, целует Престол и забирает дикирий у иподиакона. Второй иподиакон идет на горнее место (во время пения тропарей на горнее место ставится седалище и стелется орлец под ним лицом на запад свободным иподиаконом).
В это время поется “Святый Боже...”. Как запели это песнопение, старший иподиакон зажигает трикирий и становится возле орлеца, который лежит под седалищем на горнем месте. Когда Владыка зайдет в алтарь, после того как возгласит “Призри с небесе Боже и виждь...”, он идет на горнее место (перед Владыкой идет протодиакон. Возле седалища он забирает у старшего иподиакона трикирий). Там он осеняет горнее место дикирием. После осенения его второй иподиакон забирает у Владыки дикирий и становится недалеко от престола, с левой руки от Архиерея, лицом на север, а протодиакон подает Архиерею трикирий. Владыка осеняет запад на три стороны. После третьего осенения старший иподиакон забирает трикирий и становится напротив второго иподиакона, лицом к нему. Старшая пара вместе поворачивается на запад, крестится, кланяется, кланяется Архиерею и тушит свечи.
Потушив свечи, старшие иподиакона идут к Владыке со своих сторон и расстегивают пуговицы на омофоре. После возгласа: "Мир всем” снимают с Владыки омофор и отдают свободному диакону (если его нет то свободному иподиакону или пономарю), который становится с южной стороны престола лицом к нему.
Сняв омофор, старший иподиакон дает ложечку с ладаном Владыке, целуя руку. Архиерей, положив ладан в кадило, отдает ложечку старшему иподиакону.
После этого читается Апостол. Свободный иподиакон или пономарь в это время ставит на кафедру аналой. Ближе к концу чтения Апостола старшая пара зажигает свечи, берет их, вторая пара берет рипиды и становятся возле Владыки лицом друг к другу, поворачиваются на запад, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Архиерею и выходят на Амвон своими сторонами (старший северной дверью, а второй южной). На краю Амвона становятся лицом друг к другу. Стоят там, пока не пройдет через них несущий омофор, посошник, протодиакон несущий Евангелие. Как только протодиакон прошел, они идут по своим сторонам на кафедру, где становятся попарно, повернувшись на восток (рипидчики ближе к Евангелию).
После возгласа “Мир всем” пары кланяются Владыке и поворачиваются лицом друг к другу. Протодиакон читает Евангелие. На последнем стихе Евангелия старшая пара идет на край амвона и возле орлеца поворачивается лицом друг к другу. Закончив читать Евангелие, протодиакон идет в алтарь, а вместе с ним и рипидчики. Рипидчики дойдя до горнего места, становятся лицом на восток и ждут первую пару.
Вышедшему Владыке из алтаря, когда тот стал на орлец, старшая пара дает свечи. Когда Архиерей благословит народ, отдает свечи старшим иподиаконам и заходит в алтарь. Старшая пара со свечами заходит в алтарь (старший южными вратами, а второй северными) и становится за рипидчиками лицом на восток, все вместе крестятся, кланяются на восток (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и ставят: старшая пара потухшие свечи, а рипидчики рипиды.
Во время провозглашения ектении об оглашенных свободный иподиакон стелит орлец у Царских Врат лицом к народу, а старший иподиакон отдает протодиакону малый омофор.
На возглас второй ектении Верных старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, выходит на амвон, к Царским Вратам, к уже постеленному орлецу (рукомойщик со вторым иподиаконом северными вратами, а старший южными) и становятся лицом на восток. Как только Владыка станет на орлец возле них, старшая пара поворачивается лицом друг к другу, старший иподиакон берет кувшин с водой и поливает Архиерею руки, затем оба старших берут полотенце и вытирают ему руки. Вытерши руки, старшие опять накидывают полотенце на иподиакона держащего рукомойник и заходят в алтарь.
Зайдя в алтарь, свободный иподиакон стелет орлец возле жертвенника лицом к нему.
Во время пения “Иже Херувимы...” Владыка совершает проскомидию. Когда Архиерей закончит совершать проскомидию, один из иподиаконов снимает с него омофор и полагает его на поднос, а сверху омофора полагается митра. Этот поднос отдается свободному иподиакону или пономарю.
На Великий Вход все выходят северными вратами на солею в следующем порядке: первым идет несущий поднос с омофором и митрой (он проходит по одной линии солею, заходит в алтарь, подходит к Владыке и целует руку Архиерею, после чего отходит в сторону), посошник, диакон с кадилом, второй иподиакон с дикирием (идет к местной иконе Спасителя, и поворачивается лицом на север), старший иподиакон с трикирием (идет к местной иконе Богородицы, и поворачивается лицом на юг, т. е. лицом ко второму иподиакону), иподиакон с рипидой (идет ко второму иподиакону и поворачивается лицом на север), протодиакон с дискосом, священник с чашей, второй иподиакон с рипидой (идет к старшему иподиакону и поворачивается лицом на юг), и все остальное духовенство.
После “Великого Господина...” все духовенство заходит в алтарь, а вместе с ними и рипидчики. рипидчики на горнем месте кланяются на восток, Владыке и ставят рипиды на свое место.
Старшая пара, когда все духовенство зашло в алтарь, идет на край амвона, к орлецу и становятся лицом друг к другу. Вышедшему Владыке дают свечи. Архиерей, осенив народ свечами, отдает их старшей паре и уходит в алтарь. Старшая пара после этого также заходит в алтарь (старший северными вратами, а второй южными). Свободный иподиакон, после того, как Архиерей, благословив народ свечами, зайдет в алтарь, забирает орлец, который лежал у Царских Врат лицом к народу.
(Примечание. Если будет хиротония во священника, то старшая пара заходит в алтарь вместе с рипидчиками. Свободный иподиакон ставит седалище с северо-западного угла престола и кладет орлец перед ним. Все остальные орлецы возле престола он забирает. Тогда старший иподиакон, зайдя в алтарь, складывает облачение для будущего священника. После вождения рукополагаемого вокруг престола он становится с юго - западной стороны престола, одновременно с этим свободный иподиакон кидает орлец перед престолом лицом к рукополагаемому. После руковозложения на рукополагаемого свободный иподиакон держит поднос с облачением возле Царских Врат в алтаре, а второй свободный иподиакон кладет орлец возле Царских Врат лицом к народу. После этого забирает седалище и орлецы, которые были возле углов престола.
Старшая пара в момент облачение рукоположенного священника выходит с дикирием и трикирием на край амвона к положенному орлецу.
Владыка выходит Царскими Вратами на край амвона, благословляет свечами народ, уходит в алтарь, старший иподиакон уходит в алтарь северными вратами, а второй южными.)
После возгласа священника: “Щедротами Единородного Сына...” Владыка идет на амвон. Как только Владыка зашел в алтарь, он идет и становится на орлец, который лежит у самого престола. На орлеце говорит: “Возлюблю Тя, Господи...” (3 раза), целует дискос, чашу, престол. Как только владыка поцеловал дискос, один свободный иподиакон кладет орлец у южной створки Царских Врат лицом на северо-восток, а второй иподиакон забирает тот орлец на котором Архиерей стоял возле престола.
Как только последний священник поцелует престол, один из иподиаконов кладет опять орлец возле престола.
При словах Символа Веры “...и в Духа Святого...” старшая пара зажигает свечи, крестится, кланяется на восток, кланяется Владыке, идут к нему и становятся возле него, у престола, лицом друг к другу. Когда Архиерей заберет у старшей пары свечи и уйдет на амвон, старшая пара поворачивается лицом к народу и стоит так пока Владыка не начнет возвращаться с амвона в алтарь. Как только владыка зайдет в Царские Врата старшая пара поворачивается лицом друг к другу, забирает у Владыки свечи и идет на горнее место, где крестится, кланяется на восток, кланяется Владыке и ставит свечи, горящими, возле семисвечника.
После возглашения “Победную песнь...”, читается молитва: ”С сими и мы блаженными силами...”, по прочтении которой протодиакон забирает у Владыки митру, старшая пара надевает малый омофор, а свободный иподиакон забирает орлец лежащий у самого престола.
После возглашения “Твоя от Твоих...” и крестообразного поднятия протодиаконом дискоса и чаши, свободный иподиакон кладет орлец у самого престола лицом на восток.
Архиерей, возгласив “Преложив Духом Твоим Святым” делает земной поклон, а старшая пара его поддерживает и после того как Владыка подымится, снимает с него омофор. (Примечание. Если есть хиротония во диакона то омофор не снимается).
Как только начали петь “Достойно...” или “Задостойник” старшая пара берет свечи и стоит на горнем месте, повернувшись лицом друг к другу (в это время диакон совершает каждение), крестится, кланяется вместе с диаконом, закончившим каждение на восток, кланяется Владыке, тушит свечи и ставит их на свое место.
Если есть хиротония во диакона, то старшая пара вместе с рукополагаемым выходит под амвон из алтаря и поворачивается лицом на восток. Во время возгласа архиерея “И да будут милости...” свободный иподиакон ставит седалище, стелит орлец как на рукоположение во священника и забирает остальные орлецы в алтаре. После того, как хор пропоет “И со духом твоим”, старший иподиакон возглашает: “Повели”, после чего они втроем подымаются на амвон, поворачиваются лицом к народу, и второй иподиакон возглашает: “Повелите”. После этого рукополагаемого подводят к Царским Вратам и передают диаконам (хиротония проходит, как и во священника, только вместе с облачением новому диакону дается еще рипида).
После хиротонии Владыка благословляет свечами, как и на хиротонии во священника.
На возглас после “Отче наш” “Яко Твое есть Царство” Владыка выходит из алтаря и идет на амвон, возглашает “Мир всем”. Как только он начал заходить в Царские Врата, старшая пара подымает омофор так, чтобы Владыка мог пройти под ним, и надевает на него омофор.
Во время причащения священнослужителей в алтаре старший иподиакон готовит запивку для Архиерея.
После запивки Владыка умывает руки.
Если Владыка будет причащать, то сразу после того, как он зайдет в алтарь, первая пара с зажженными свечами выходит на край амвона к положенному орлецу. Владыка осеняет народ свечами, отдает их иподиаконам, они заходят алтарь.
На заамвонной молитве старшая пара выходит на амвон со свечами. Владыка после третьего “Буди имя Господне...” выходит на амвон, произносит отпуст и благословляет народ свечами, заходит в алтарь.
Иподиакона, зайдя в алтарь, ставят свечи на горнем месте, разоблачают Владыку, надевают рясу, панагию, мантию, клобук. Второй иподиакон берет мантию. После “Ис полла эти”, пропетого в алтаре, Владыка выходит на амвон, второй передает мантию посошнику.
Царские врата и завеса закрываются.
Если будет молебен после второго “Буди имя...”, то старшая пара выходит на амвон, как и на отпуст, только уже и с парой рипид. После того как Владыка пройдет сквозь них на кафедру, старшая пара и рипидчики идут к аналойной иконе посредине храма, поворачиваются на восток лицом, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и поворачиваются друг к другу. Когда увидят, что диакон станет возле престола, что бы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом стоящим возле престола, кланяются Владыке и идут на край амвона (там диакон с Евангелием будет произносить отпуст). При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания...” поворачиваются лицом к Владыке. Когда Владыка осенит восток крестным знамением диакон и обе пары иподиаконов идут на кафедру, где пары иподиаконов поворачиваются друг к другу. Так они стоят пока Владыка не прочитает евангелие.
Если будет молебен после второго “Буди имя...”, то старшая пара выходит на амвон, как и на отпуст, только уже и с парой рипид. После того как Владыка пройдет сквозь них на кафедру, старшая пара и рипидчики идут к аналойной иконе посредине храма, поворачиваются на восток лицом, крестятся, кланяются (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и поворачиваются друг к другу. Когда увидят, что диакон станет возле престола, что бы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом стоящим возле престола, кланяются Владыке и идут на край амвона (там диакон с Евангелием будет произносить отпуст). При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания...” поворачиваются лицом к Владыке. Когда Владыка осенит восток крестным знамением, диакон и обе пары иподиаконов идут на кафедру, где пары иподиаконов поворачиваются друг к другу. Так они стоят пока Владыка не прочитает Евангелие.