Преподобный Серафим Саровский — один из величайших святых нашей земли, выразивший в своем жизненном подвиге евангельский образ подлинного христианства, христианства “в духе и истине” (Ин. 4,24). Он не только достиг личного спасения и святости, не только “сотворил и научил” (Мф. 5,19) спасению окружавших его людей, сподобившихся получить от него наставление и утешение, но и принес миру откровение о самой цели человеческой жизни.
Над этой важнейшей онтологической проблемой трудились великие мыслители, ей посвятили ученые трактаты выдающиеся теологи. В православной антропологии существует множество глубоких богословских исследований, раскрывающих смысл этого феномена во всей его многогранности. Но лишь Серафим, смиренный инок из Сарова, смог выразить его сущность в столь простой и гениалоной формуле: “Цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого”. Действительно, христианские добродетели: вера, надежда, любовь, “радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,... кротость, воздержание” суть плоды Духа (Тал. 5,22), производные от Его действия, плоды на лозе, которая есть Господь (Ин. 15,5).
То, над чем бились и что не смогли логически обосновать многие мудрые мужи, открылось “убогому” Серафиму, ибо “немудрое Божие премудрее человеков” (1 Кор. 1,25). С тех пор учение преподобного о спасении стало духовной аксиомой, ключом к осмыслению таинства человеческого бытия в Домостроительстве Бога, в Троице славимого и поклоняемого.
Прошло сто лет со дня канонизации преподобного Серафима. За этот период христианский идеал, провозглашенный им, был подвергнут невиданной агрессии. Он, казалось, навечно был испепелен в огне революции, потоплен в крови гражданской и двух мировых войн, уничтожен в мясорубке большевистского террора, коллективизации, “чисток”, голодомора. Его заковывали в кандалы ГУЛага, расстреливали, топили в трясине коммунистического лицемерия. У него пытались отобрать главное, “еже есть на потребу” (Лк. 10,42) — православную веру.
Сам носитель этого идеала преподобный Серафим был отобран у народа — его мощи были изъяты и след их, казалось, канул в небытие. Однако святой старец, как и предсказывал, воскрес. Чудотворные мощи его были обретены и перенесены, по его обетованию, в Дивеевскую обитель — четвертый после Афона, Иверии и Киево—Печерской лавры удел Божией Матери на земле. Посреди лета запели Пасху...
Воскрес и духовный идеал спасения, воскресла сама душа нашего народа, который вновь возвращается к истокам.