Во время крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать "житие" - жизнь - своего небесного покровителя и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого - "день ангела" - причащением Святых Таинств и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.
В чем смысл православного почитания святых угодников Божиих? Знают ли святые на Небе о наших нуждах и трудностях и интересуются ли они нами? Слышат ли они наши молитвы к ним и стараются ли нам помочь? Следует ли вообще обращаться к святым за помощью, или достаточно молиться только Господу Богу? Сектанты, утратив апостольскую традицию, не понимают сущности и назначения Церкви Христовой и поэтому отрицают надобность молитв к святым на Небе. Мы кратко изложим здесь Православное учение об этом.
Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь - это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она - огромная, вселенская организация, построенная на принципе любви, в которой каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей. Святые - это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним.
Мы, православные, верим, что, когда праведный человек умирает, он не порывает своей связи с Церковью, но переходит в ее высшую, небесную область - в Церковь торжествующую. Попав в духовный мир, душа праведного человека не перестает думать, желать, чувствовать. Напротив, эти ее свойства раскрываются здесь еще полнее и совершеннее.
Современные неправославные христиане, утратив живую связь с Небесно-земной Церковью, имеют самые смутные и противоречивые мнения относительно загробной жизни. Некоторые из них думают, что после смерти душа человека засыпает и как бы отключается от всего; другие - что душа человека, если и продолжает свою деятельность после смерти, она больше не интересуется миром, который покинула. Иные - что святым принципиально не следует молиться, потому что христианин имеет непосредственное общение Богом.
Каково же учение Священного Писания относительно праведников, покинувших земной мир, и силы их молитв? В апостольское время Церковь воспринималась, как единая Небесно-земная духовная семья. Апостол Павел писал новообращенным христианам: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на Небесах, и к Судье всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23). Иными словами, вы, став христианами, влились в великую семью и вошли в тесное общение с небесным миром и праведниками, там находящимися. Прощальные слова апостола Петра малоазийским христианам - "Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Петр. 1:15) - ясно свидетельствуют о том, что он обещает продолжать заботиться о них из того духовного мира.
На сознании живого общения Небесно-земной Церкви и на вере в силу молитвы основана древняя практика обращаться за помощью к святым мученикам и угодникам Божиим.
Мы знаем, что не всех, но именно самых усердных и благочестивых людей Бог еще при их жизни называл Своими друзьями и прославлял их дарами Духа Святого и чудесами. Так, Христос сказал апостолам на Тайной вечери: "Вы друзья Мои! ...Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь" (Иоан. 15:14-15; Мт. 12:50). Священная история приводит множество примеров духовной близости, "дерзновения," святых к Богу. Так, например, Авраам просил Бога помиловать жителей Содома и Гоморры, и Бог готов был исполнить его просьбу, если бы там нашлось хотя бы десять праведников. В другой раз Бог отвратил свое наказание от Авимелеха, царя Герарского, по молитвам Авраама (Быт. 18-я гл., Быт. 20-я гл.). Библия повествует, что Бог беседовал с пророком Моисеем лицом к лицу, "как человек беседует с другом своим." Когда Мариам, сестра Моисея, согрешила и была наказана проказой, Моисей вымолил ей прощение у Господа (Исх. 33:11, Числа 12-я глава). Можно привести и другие примеры об особенной силе молитв угодников Божиих.
Святые не заслоняют собой Бога и не ослабляют надобности обращаться к Нему, как к Небесному Отцу. Ведь и взрослые члены семьи не умаляют авторитета родителей, когда вместе с ними пекутся об их детях. Даже больше того: ничто так не раудет родителей, как видеть старших братьев заботящихся о младших. Подобным образом и Отец наш Небесный радуется, когда святые молятся о нас и стараются нам помочь. Святые угодники Божии обладают более крепкой верой, чем мы и близки к Богу по причине своей праведности. Поэтому будем обращаться к ним, как к нашим старшим братьям, предстоящим за нас у престола Всевышнего.
Замечательно то, что праведники, еще живя на земле, видели и знали многое такое, что недоступно обычному восприятию. Тем более эти дары должны быть присущи им, когда они, освободившись от бренной плоти, перешли в горний мир. Апостол Петр, например, увидел, что происходит в душе Анании; Елисею открылся незаконный поступок слуги Гиезия и, что еще удивительнее, ему открылись все тайные намерения двора Сирийского, которые он затем сообщил царю израильскому. Святые, находясь на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать образ Бога (Исаия, Иезекииль), иные были восхищаемы до третьего Неба и слышали там таинственные неизреченные глаголы, как, напр., ап. Павел. Тем более, находясь на небе, они способны знать происходящее на земле и слышать обращающихся к ним, так как святые на Небе "равны ангелам" (Деян. 5:3; 4 Цар. 4 гл.; 4 Цар. 6:12; Лк. 20:36). Из притчи Господней о богатом и Лазаре узнаем, что Авраам, находясь на Небе, мог слышать вопль богача, страждущего в аду, несмотря на "великую пропасть," разделяющую их. Слова Авраама: братья твои имеют Моисея и пророков, да послушают их, - ясно показывают, что Авраам знает жизнь еврейского народа, происходившую после его кончины, знает о Моисее и его законе, о пророках и их писаниях. Духовное зрение душ праведников на Небе, несомненно, больше, чем было на земле. Апостол пишет: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же - лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).
Близость святых к Престолу Божию и сила их молитв о верующих, пребывающих на земле, очевидна из книги Откровения, в которой апостол Иоанн пишет: "Видел я и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч." Далее он описывает видение праведников, на Небе молящихся за людей, бедствующих на земле: "И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога" (От. 5:11; 8:3-4).
Велика сила молитвы! "Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного," - наставлял апостол Иаков (Иак. 5:16). Молитва за другого есть выражение любви к нему; и святые на Небе, молясь за нас, проявляют к нам свою братскую любовь и заботу.
В Евангелии и в других новозаветных книгах мы находим множество случаев, свидетельствующих о силе молитвы за других людей. Так, например, по просьбе царедворца, Господь исцелил его сына; по мольбе женщины хананеянки ее дочь была освобождена от демона; по просьбе отца Господь исцелил его бесноватого сына; а по просьбе друзей - простил и исцелил расслабленного, которого они спустили с крыши на веревках; по вере римского сотника был исцелен его слуга (Иоан. 4:46-53; Мт.15:21-23; Мр. 9:17-25; Мр. 2:2-25; Мт. 8:5-13). При этом большинство чудесных исцелений Господь совершал на расстоянии, заочно.
Таким образом, если молитвы простых людей имели такую силу, то тем более мощны молитвы праведников, предстоящих престолу Божию. "Вот, какое дерзновение мы имеем к Нему [Сыну Божию)], что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас," - убеждает нас возлюбленный ученик Христов (1 Иоан. 5:14).
Вот почему Церковь с самых древних времен содержала учение о пользе молитвенного обращения к святым. Это мы видим, например, из древних литургий и других письменных памятников. В литургии апостола Иакова мы читаем: "Особенно же творим память о Святой и Славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас." Святой Кирилл Иерусалимский, изъясняя Литургию церкви Иерусалимской, замечает: "Потому поминаем (на Литургии) и прежде почивших, во-первых, - патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше."
Многочисленны свидетельства отцов и учителей Церкви, особенно начиная с 4-го века, о почитании Церковью святых. Но уже от начала 2-го века имеются прямые свидетельства древнехристианской письменности о вере в молитвы святых на Небе об их братьях земных. Свидетели мученической кончины святого Игнатия Богоносца (начало 2 века) говорят: "Возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение... Потом, немного уснув, некоторые из нас увидели внезапно восстающего и обнимающего нас, а другие также увидели молящегося за нас блаженного Игнатия." Подобные записки с упоминанием о молитвах и ходатайстве за нас мучеников имеются и в других сказаниях эпохи гонений на христиан.
Убеждение в святости усопшего подтверждается особыми свидетельствами, каковы: мученичество за Христа, бесстрашное исповедание своей веры, самоотверженное служение Церкви, дар исцелений. В особенности, когда Господь подтверждает святость усопшего чудесами после его смерти при его молитвенном поминовении.
Кроме молитвенной помощи, святые помогают нам достичь спасения и примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обогащает христианина духовным опытом тех, кто усерднее других воплощал Евангелие в своей жизни. Здесь столько ярких примеров живой веры, мужества, терпения. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные искушения, они воодушевляют нас терпеливо и безропотно совершать свой жизненный путь..
Апостол Иаков призывал христиан подражать терпению древних пророков и Иова Многострадального, приобрести крепкую веру, как пророк Илия. Апостол Петр наставлял христианских жен брать пример скромности и послушания у праведной Сарры, жены Авраама. Святой ап. Павел приводит подвиги древних праведников, начиная с Авеля и кончая маккавейскими мучениками, и убеждает христиан подражать им. В заключение обстоятельного наставления на эту тему он пишет: "Посему и мы, братия, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Иак. 5-я гл.; 1 Петр. 3:6; Евр.12 :1).
Господь говорил: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мт. 5:15-16). Святые - это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Знакомство же с житиями святых особенно важно в наше время, когда в широкой массе "христиан" самого разного направления так обмельчало и исказилось понимание христианского идеала.
В шести книжицах мы хотим познакомить наших читателей с житиями тех святых, имена которых чаще всего даются при крещении. Жития святых будут помещаться в порядке их празднования в течение года. Каждый выпуск охватит два месяца в году.
Принято имя того или другого святого сочетать с "ликом" или званием, к которому он принадлежит. Так, например, патриархи и праотцы - это ветхозаветные святые, предки по плоти Господа Иисуса Христа. Среди них почитаются: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие.
Пророки - это Божии избранники, преимущественно ветхозаветного времени, миссия которых состояла в возвещении людям воли Божией. Они предсказывали пришествие Христа-Мессии и важнейшие события в жизни народа Божия и соседних народов. Среди пророков выделяются: Илия, Елисей, Исаия, Даниил. Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком.
Апостолы - ближайшие ученики Христовы, посланные Им в разные страны мира проповедовать христианскую веру. Главных апостолов 12; среди них известны: ап. Петр, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Апостолами также называются проповедники Евангелия из числа дополнительных 70-ти учеников Христовых; среди них: ап. Марк и Лука. К апостолам причисляется и апостол Павел, который был призван Спасителем к апостольской деятельности позже других - уже после сошествия Святого Духа на апостолов. Четыре апостола, написавшие Евангелия, называются еще Евангелистами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Ближайшие ученики апостолов, оставившие после себя письменные труды именуются мужами апостольскими; среди них следует назвать: Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского. Письма их весьма ценны тем, что описывают жизнь христиан в первом и втором веках.
С первых веков христианства идет непрерывный ряд святых, именуемых отцами и учителями Церкви. Отцами Церкви принято называть тех церковных писателей, которые прославились святостью жизни и наставления которых пользуются особым авторитетом. Церковные писатели, не причисленные к лику святых, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия; в трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они были защитниками чистоты веры Христовой.
4-ый в особенности век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда христианский мир глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью. В 4-м же веке жили святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Позже жили святитель Григорий Палама, святитель Марк Ефесский и другие.
Святые, оказавшие большие услуги Церкви в распространении и утверждении Христовой веры именуются равно-апостольными; среди них следует назвать мироносицу Марию Магдалину, святую Нину, просветительницу Грузии, царя Константина Великого и мать его Елену, святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, святого князя Владимира и бабушку его княгиню Ольгу.
Святители - это святые, послужившие Богу в епископском звании и которые еще при жизни прославились чудесами. Среди них особой любовью пользуется святитель Николай Чудотворец, святой Тихон Задонский, святые Петр, Алексей и Гермоген- святители московские.
Мученики - это христиане, отдавшие свою жизнь за веру Христову. Среди них различаются: велико-мученики - мученики, проявившие особенное мужество при страданиях и прославившиеся чудесами; священно-мученики - мученики, носившие епископский или священнический сан; преподобно-мученики - мученики монашеского звания. Среди мучеников следует назвать: великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, святых великомучениц Варвару и Екатерину. В течение 70-ти лет господства коммунистической власти Русская Церковь обогатилась неисчислимым количеством новомучеников.
Исповедники и страстотерпцы - это христиане, мужественно исповедовавшие свою веру и претерпевшие гонения за истину. Среди них следует вспомнить: преподобного Максима Исповедника.
Преподобные - это христианские подвижники, послужившие Богу в монашеском звании, то есть они отреклись от утех семейной жизни и от имущества ради всецелого посвящения своей жизни молитве и богомыслию. Многие из преподобных достигли большого духовного совершенства. Среди них надо вспомнить: препеподобного Антония Великого, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, Оптинских старцев, Амвросия и других.
Праведные - святые мужи и жены разных званий, прославившиеся добродетельной жизнью в миру. Среди них следует упомянуть: праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца и святого Филарета Милостивого.
Блаженные и Христа-ради юродивые - мужи и жены разных званий, добровольно несшие в миру подвиг крайней нищеты. Христа-ради юродивые несли тяжелый подвиг кажущегося слабоумия и ненормальности, будучи на самом деле наделены Богом даром духовной мудрости и прозорливости. Среди них надо назвать: святго Андрея, Христа-ради юродивого, святго Василия блаженного, блаженную Ксению Петербургскую.
Итак, с Божией помощью, приступаем к краткому описанию жизни некоторых святых, начиная с января. Под заглавием каждого святого помещаем дату его памяти сначала по современному, а потом - по церковному календарю.