12.03.2008.

Блаженнейший Митрополит Владимир продолжил чтение великого покаянного канона.


Сегодня, 12 марта, в третий день первой седмицы Великого поста, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир продолжил чтение покаянного канона Андрея Критского.
В этот день Архипастырь совершил великое повечерие с чтением великого покаянного канона в Свято-Вознесенском (Флоровском) женском монастыре города Киева.
По окончании Богослужения все желающии получили в благословение из рук Первосвятителя иконочки «Не рыдай Мене, Мати».
Во время повечерия, Блаженнейший Владыка произнёс проповедь, в которой напомнил верующим о духовной важности Великого поста:
«Вся тварь славит Господа. Его вочеловечение служит благу человека и достижению Царства Небесного. Всякая тварь приносит свой плод, достойный славы Божией и людского внимания. И Господь как Мудрый Творец требует, чтобы всё сотворённое приносило бы надлежащие плоды. Дерево, которое не приносит плодов, срезают. Поэтому очень близкими должны быть нам слова святого Евангелия: “Сотворите же достойный плод покаяния” (Мф. 3, 8), ”покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное”, “уже и топор у корня деревья лежит: поскольку всякое дерево, которое не приносит доброго плода, рубят и бросают в огонь” (Мф. 3, 2, 10).
Время Великого поста, братья и сёстры, даётся нам как дар Господний, как дар Божественного долготерпения и любви к нам. Господь ещё и ещё раз даёт в нашей жизни пережить эти дни, чтобы своим умом и своим сердцем постичь их и сотворить для себя достойный плод покаяния.
Каждый день, прожитый нами, уносит нас к тому рубежу, за которым уже нет возможности каяться и приносить добрые плоды. Это должен отчётливо понимать каждый человек, и молодой, и пожилой. Такого время, установленное Господом, но терпение и милосердие Его покрывают всё. Огромный труд, который касается нашего покаяния и освящения, должен быть осмыслен нами. Без труда не бывает ничего. «Без труда», - говорит Слово Божие, - «невозможно заслужить Царство Божие - Царство Божье берётся трудом и усилием». Эти усилия Церковь предлагает нам. Это пост, молитва и говение. Пост необходим для того, чтобы научить себя воздержанию во всём - не только в принятии того или иного рода пищи, потому что такой пост будет скорее всего похож на диету, а не на осмысленное воздержание во славу Божию и для своего спасения.
Церковь даёт нам все возможности. Через святые Таинства церковные, установленные Самим Господом, действует на нас благодать Господня. Особенно Таинство говение, которое есть исповедь и Святое Причащение. В посту, зная нашу немощь, Церковь предлагает чудесные песнопения и молитвы, которые на протяжении столетий бережно охраняются в Церкви, как образцы молитвы и подвига.
Вспомним, например, слова молитвы Ефрема Сирина, которые родились в IV веке в сердце сирийского подвижника и доныне являются молитвами, которые не могут не тронуть душу и сердце: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Об этих молитвах, ставших ныне великопостными, многие писали, размышляли, и многие употребляя их в своей жизни, достигали совершенства и святости. Великопостными молитвами Церковь воспитывает нас и побуждает откликнуться на милость Божью и использовать время, данное нам, с пользой для славы Божией и для своего спасения.
Всё это требует трудов и внимания и не даётся так просто. Но Церковь как любящая мать, как птица над своими птенцами простирает крылья своей любви, своих уставов, своего толкования, своих молитв - продолжительных и глубоко содержательных. И есть возможность каждому грешному и падшему человеку прибегнуть к источнику Божественного милосердия, отпить живой воды из родника Его Пречистого ребра, воды и крови, Которыми Он омыл наше падшее состояние и дарует нам спасение и жизнь вечную.
В великие и постные дни Церковь хочет от нас, чтобы мы немного вспомнили о себе - кто мы, Кем посланы в мир и куда пойдём из этого мира. Кратковременное земное житие и что мы успеем сделать за этот период, чтобы хватило на целую вечность, вечность с Богом и вечную радость Божественную.
В проходящий Великий пост, хотя бы частично уделивший внимание своей душе и своему состоянию, достигает вершины прощения и оставления своих грехов. Должно знать свои грехи, сокрушаться о них, сожалеть о том, что допустили эти падения и тем осквернили Бога. Необходимо привить в своём сердце желание избавиться от этого греха, чтобы стать победителем добра над всяким злом, которого так много в этом грешном и падшем мире. Нужно иметь веру в Бога, что Господь принимает каждого человека, желающего покаяться и очиститься, и дарует Свою всецелую Божественную милость, Своё всепрощение. Нужно верить и надеяться на Бога, на Его милосердие, на то, что Он с каждым призывающим Имя Господне, на то, что Он простирает объятья, чтобы мы пришли к Нему и успокоились в своих житейских треволнениях.
Самое лучшее время – время поста и воздержания, усиленных молитв, чтения Священного Писания, и дел добродетельных помощи ближним, больным, изнеможенным, страдающим в этой жизни людям. Столько этих страданий, что если бы на миг мир остановился, то можно было бы услышать его крики, его вопли отчаяния и безысходности, то мир бы выглядел как кричащее стадо, взывающие к кому-то, но каждый своим криком и своим плачем.
Бог Милостив и Долготерпелив. Он ожидает нашего с вами покаяния в эти святые дни, чтобы очистить бремя тяжкое и греховное, и наследовать участь со святыми ангелами, со святыми угодниками, которые славят непрестанно в радости и веселии, вспоминая нас земнородных в своих молитвах перед Богом, славят Отца и Сына и Святого Духа. И пусть наша слава, маленькая, грешная, растерянная, слабая присоединится к этой славе Божией, чтобы в мире торжествовала любовь и побеждала всяческое зло. Аминь».