15.12.2007. Состоялось наречение преподавателя Киевской Духовной Семинарии во епископа Каховского и Бериславского.Сегодня, 15 декабря, в синодальном зале резиденции Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятель УПЦ в сослужении митрополитов: Луганского и Алчевского Иоанникия, Черновецкого и Буковинского Онуфрия, епископов: Черниговского и Новгород-Северского Амвросия, Бориспольского Антония, Бердянского и Приморского Елисея, Шепетовского и Славутского Владимира совершил чин наречения преподавателя Киевской Духовной Академии и Семинарии и благочинного храма Рождества Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры, архимандрита Иоасафа (Губень) во епископа «богоспасаемого града Каховки». В конце церемонии, отец Иоасаф произнёс слово, после чего Блаженнейший Владыка окропил его святой водой. Завтра, в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры во время Божественной литургии состоится архиерейская хиротония архимандрита Иоасафа во епископа Каховского и Бериславского. Слово архимандрита Иоасафа (Губень) при наречении во епископа богоспасаемых градов Каховки и Берислава. Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Божие смотрение через Ваше избрание повелевает мне, недостойному, отныне служить Церкви Христовой в сане епископа. В великом смущении и трепете стою я ныне пред Вами, памятуя, что и Великие святители Церкви Божией, будучи сильные верой, твердые духом и святые жизнью, и те страшились высоты этого призвания. Что же могу сказать я о себе и чем похвалиться, как только немощами своими. Кто-то может сказать, что это исповедание духовной нищеты и немощи, постоянно повторяющееся в подобных случаях, есть только дань приличию или даже некое лукавство совести. Но нужно иметь не лукавую, а уже сожженную совесть, чтобы в эти священные и трепетные минуты говорить то, чего не переживаешь. Сейчас трудно найти слова, чтобы выразить те трепетные чувства страха и благоговения, которые до края наполнили сегодня мое сердце. Одно то, что Святая Церковь в лице нашего Первосвятителя с собором Преосвященных епископов определила мне войти в круг особого церковного служения, делает этот день для меня огненным горнилом, испытующим душу и сердце. «Я избрал вас и поставил, чтобы вы шли и приносили плод»,– говорит Спаситель избранным Своим (Ин. 15, 16). Глубоко переживаю сознание своего недостоинства и немощи, великой ответственности перед Господом, налагаемой этим служением. Святой Иоанн Лествичник говорит, что слово Божие останется бессильным и бездейственным, если тот, кто его провозглашает, не будет произносить его из самой глубины собственной души. По учению Церкви, епископ – преемник святых Апостолов, раздаятель благодати и строитель Божиих Таин. Ему принадлежит особая власть, а, следовательно, и сугубая ответственность. Сегодня, когда наша Церковь несет свою вневременную миссию в условиях расколов и духовного блуждания, современному епископу нужно иметь великую мудрость, непоколебимую твердость, неистощимое терпение, неослабевающую веру в помощь Божию, чтобы охранять стадо Христово от волков, губящих и расхищающих его. Ибо многие ли сегодня принимают Христа и христианство такими, какие они есть от древности и открылись в Святом Евангелии и Церковном Предании? Повсюду идет грубая и многоразличная подделка Христа и христианства, применительно к личным вкусам и греховной похоти, где одни, якобы, поклоняются Христу, искажая Его учение собственными вымыслами, другие раздирают Его нешвенный хитон, третьи прямо ругаются Христу. Научить паству верно различать «духов» – от Бога ли они, – и составляет ныне главную задачу архипастырского служения. Епископ должен не только врачевать больных духом, укреплять колеблющихся в вере и проповедовать среди неверующих Имя Христово, но в первую очередь – дать за каждую душу своих пасомых ответ Христу, искупившему нас «не тленным серебром и золотом…, но драгоценною Своею Кровию» (1 Пет. 1, 18). Пастыреначальник Господь, как известно, требует от нас, пастырей, прежде всего любви к пастве своей, любви самоотверженной. Добрый пастырь живет не своей жизнью, но жизнью своих пасомых, чьи радости и печали осознает и чувствует как свои собственные. Поэтому в эти торжественные минуты моего наречения не о силе молю, ибо «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), а о любви, рождающейся в смиренном сердце, являющейся единственным источником ведения, премудрости и рассуждения. Уповаю и надеюсь, что Господь, призвавший меня на это служение, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, на меня возложенное, и соделает его легким бременем. А посему со смирением дерзаю отвещавати Вам, богомудрые архипастыри: понеже Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Священный Синод нашей Церкви определили мне, недостойному, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю. Да будет на все воля Божия. Сегодня, обращаясь в свое прошлое, с особой теплотой вспоминаю годы своего студенчества, позже – педагогической работы в Духовных школах Лавры, чему в целом посвятил 17 лет своей жизни. В этом рассаднике духовного просвещения и благочестия, где я научался истинам Православной веры и имел возможность приобщиться духовному опыту умудренных пастырей и духоносных отцев, переживались особые благодатные моменты моей жизни. Отныне распространение света евангельской истины предстоит мне продолжить уже в новом качестве. И в эти столь волнующие минуты совершаемого надо мной Таинства, я хочу выразить сердечную благодарность своим учителям, духовным наставникам, а также братии Лавры, с которыми был связан узами духовного родства с первого дня возрождения Святой Обители в 1988 году. Отдельно и сугубо выражаю благодарность Владыке Ректору, который навсегда останется в моей памяти как пастырь, всецело преданный Церкви, как человек принципиальной жизненной позиции. Воистину великая радость быть соработником у того, с кем находишься в полном единстве и мыслей, и взглядов. Но самый низкий мой поклон и сердечная сыновняя благодарность обращены к Предстоятелю нашей Церкви, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Сейчас трудно найти слова, которыми по достоинству можно было бы выразить Вам, Ваше Блаженство, чувство благодарности за высокое доверие и внимание, за отеческую любовь, которые я постоянно ощущал на себе на протяжении всех этих лет несения послушания под Вашим святительским омофором. В эти трепетные мгновения нелицемерно обещаю, что, с помощью Божией, приложу все свои силы, дабы оправдать Ваш выбор. Со страхом и трепетом принимая призвание и шествуя исполнять волю Господню и решение обо мне, прошу Вас, Ваше Блаженство, и Вас, богомудрые святители Божии, умолите Господа сил, да даст мне кротость духовную, любовь и ум Христов (1 Кор. 2, 16). Помолитесь обо мне, чтобы через возложение Ваших святительских рук на мою главу, ниспал на меня огонь небесный и попалил терние всех моих прегрешений; чтобы благодать Святаго Духа обильно излилась в мою душу, вразумила и научила быть добрым делателем в винограднике Господнем. Надеюсь услышать в день суда и мздовоздаяния голос нашего Судьи и Господа: «Добрый рабе и верный, вниди в радость Господа Твоего» (Мф. 25, 21). И чтобы мог я с радостью ответить: «Вот, Господи, я и дети, которых Ты мне дал». Аминь. и припадая к святительским стопам Вашим, усердно молю: благословите и помолитесь о мне, да сподобит меня Небесный Пастыреначальник непорочно проходить архипастырское служение, дабы Вашими молитвами благодать Божия излилась обильно на меня в таинстве хиротонии, исцелила бы мои душевные болезни, восполнила мои немощи, укрепила мои силы, чтобы не в суд или осуждение был бы мне великий дар архиерейского сана, но во спасение души моей, на благо Святой Церкви Божией. |
---|