”главная””новости””история””состав””галерея”
”обновления””ссылки””словарь””гостевая





Палица

Часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) - матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. Происхождение палицы неизвестно, вероятно первоначально это был плат для отирания рук.

Панагия

Медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Одно из наименований Богоматери - Всесвятая, по-гречески - "Панагия". Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов. Панагия - отличительный нагрудный знак всякого епископа. Чаще всего она бывает круглой или овальной формы, с различными украшениями.

Паперть

Внешняя часть притвора - крыльцо храма.

Пасхалия

Определение времени празднования Пасхи. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Патриарх

В некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Плащаница

Плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения.

Повечерие

Общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, к роме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.

Подризник

Богослужебное облачение священника и архиерея - род стихаря - длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н. гамматы, или источники - ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо рясы при совершении Литургии.

Подрясник

Нижнее облачение духовенства - длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами.

Покровец

Меньший покров, крестообразный, которым покрывается дискос или потир.

Полунощница

Общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

Пономарь

(Искаженное греч. приставник) - церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе - параэклизиарх или алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма.

Поручи

Часть богослужебного облачения духовенства - широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 6-7. Пс. 118, 74). Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.

Потир

(Греч. чаша) - священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Пояс

Часть богослужебного облачения священника и архиерея, служит для стягивания епитрахили и рясы или подризника. При надевании пояса произносится молитва с просьбой укрепления надевающего.

Престол

Стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды - нижнюю белую, называемую срачицей, обвитую веревкой: и в верхнюю цветную, называемую индитией. На престоле полагаются - антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада.

Придел

Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной Литургии в день).

Притвор

Западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.

Приход

Низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром

Причастие

Таинство Православной Церкви. Иначе Причащение называется Таинством Евхаристии. При Причащении человек принимает плоть и кровь Иисуса Христа и становится причастным ко Христу. Таинство Причащения совершается архиереем или священником во время Литургии. В практике Православной Церкви к причастию принято приступать натощак и после исповеди.

Проскомидия

(Греч. приносить) - первая часть Литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

Просфора

(Греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ какаго либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок) - в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - Божественного и человеческого.

Протоиерей

Старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения

Пустынь

Монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.