Древние церковные источники свидетельствуют, что Иоанн Богослов и Иаков, брат Господень, как священники Христа, носили на главах своих увясло - повязку с золотой дощечкой. Это был богослужебный головной убор. Такая повязка напоминала о кидаре - головном уборе Аарона первосвященника, а также о том сударе (повязке), которым была повязана глава Спасителя при погребении и который затем послужил свидетельством Его Воскресения из мертвых (Ин. 20, 7). В Откровении Иоанн Богослов видит Христа Вседержителя в золотом венце и в головном уборе, который выглядит как много диадим, то есть много царских венцов.
Современная митра - это богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. Такие очертания митра приобрела в ХVIII-ХIХ веках. До этого русские митры были похожи на разных форм короны византийских царей последнего периода империи. Иногда обод митры являл собой зубчатый венец.
До реформ патриарха Никона в нашей Церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой. В современной практике архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом. В некоторых Поместных православных церквах митру с крестом имеет право носить только Предстоятель Церкви.
До 1786 года митра была частью богослужебного облачения епископов. Нужно отметить, что правом ношения митры иногда награждались архимандриты. В 1786 году произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Иоанна Памфилова. Однако, до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки.
В настоящее время архиерейская митра отличается от священнической наличием креста сверху.
Бриллиантовый крест, укрепляемый в навершии митры, был одной из наград, которая жаловалась до Октябрьской революции митрополитам. Его подносил государь. Бывала так,что проходило несколько лет, прежде чем обладатель высочайшего сана получал эту награду. Так, митрополит Московский Владимир (Богоявленский) получил такой крест в 1900 году - через два года после своего назначения на кафедру. Зато его преемник, митрополит Макарий (Невский), крест на митру получил одновременно с указом о своем назначении владыкой Московским и Коломенским.
После восстановления патриаршества в 1917 году крест на митру стал принадлежностью облачения митрополитов вообще.
До 1987 года митру с крестом носили только архиепископы, митрополиты и патриархи. По представлению патриарха Пимена Священный Синод на своём заседании 27 декабря 1987 года определил, что митру с крестом имеют право носить все архиереи. Следовательно, митра с крестом стала отличительной особенностью всех иерархов.
Следует отметить, что в некоторых дохалкидонских церквах (в частности, армянской и коптской) митру с крестом носят иподиаконы.
Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.