|
|
|
|
|
|
Интервью
Архимандрит Гедеон (Харон):
«Мы установили палаточный храм, чтобы увековечить память защитников Отечества, а не помешать Киевскому патриархату»
- Отец Гедеон, как понимать слухи о том, что Вы якобы установили палатку на территории, где ранее совершали богослужения представители Киевского патриархата и, тем самым, ущемили их в правах?
– Подобные вещи мог сказать только человек, который не знает, что такое Церковь, ее историю, а также не понимает, каково назначение священнослужителя на земле. Если говорить о том, что на территории, прилегающей к Десятинному храму, до нас кто-то служил, то нужно учитывать, что до всего там была каноническая Православная Церковь - та, которая берет свое начало на этих землях от святого равноапостольного князя Владимира и именно та, которая выстояла во времена униатского и раскольнического произвола. В 2006 году община храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы отметила 1010-летие со дня основания. Обвинения в наш адрес в том, что мы якобы разжигаем межконфесииональную вражду и мешаем кому-то молиться - несправедливы.
- А как относиться к разговорам о попытках православных верующих занять место для своей молитвы у креста, освященного представителями так называемого Киевского патриархата?
- Вряд ли этот монумент можно назвать православным крестом, так как в нем не выдержаны даже самые элементарные канонические пропорции. Вот мне интересно, на каком основании филаретовские священнослужители вообще совершали чин освящения этого предмета. К тому же этот крест в кавычках находится на приличном расстоянии от того места, где мы установили палатку. Это вообще за забором - там, где проводятся раскопки.
Согласно церковным канонам, само установление креста не дает право на занятие какой-то территориальной позиции. Крест на холме, в поле или при дороге может установить любой православный человек. Но это совсем не значит, что возле него не может молиться представитель другой юрисдикции или конфессии. Но даже если они настаивают на том, что данный крест - это их собственность, мы ни в коем случае не выступаем против; когда мы только собирались возродить духовную жизнь и богослужения на этой территории, у нас и в мыслях не было у кого-то что-то отнимать.
- А может, были какие-то, пусть и незначительные, межконфессиональные столкновения на этой территории, которые, собственно, и породили слухи?
- Вы знаете, Бог миловал. Мы даже, к моему личному удивлению, служим и сосуществуем здесь мирно. Представители так называемого Киевского патриархата могут спокойно подходить к своему кресту и молиться, что они, в общем, то и делают.
Неоднократно во время Божественной литургии они проходили мимо нашей церкви крестным ходом. В состав таких групп входит человек 40-50. Как правило, это семинаристы, ну может, бывает среди них несколько священников. Они спокойно проходят, стоят по-несколько минут у своего памятника, поют какие-то песнопения, читают молитвы, и никто не препятствует им в этом. Странно, что люди распускают такие слухи. Наш храм отделяет от этого креста довольно-таки большое расстояние. Мы не претендуем на этот крест и никогда близко к нему не подходили. Более того, наверное, Господь так управил, что он от нас огражден деревянным забором. И, видите, все равно народ найдет, в чем упрекнуть.
- В письменных жалобах и донесениях в органы государственной власти от раскольников встречаются подобные формулировки: «Так ведь это даже не храм, а обыкновенная палатка»...
- Так могут говорить только околоцерковные люди. Правильнее сказать, что у нас церковь палаточного типа. Это полноценный храм, в котором есть иконостас, антиминс, евхаристические сосуды. Да что там говорить, здесь мы совершаем практически все Таинства, установленные Святой Церковью. Более того, мы ничего в своей церковно-приходской жизни не делаем без благословения Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополит Владимира.
- А что насчет указа о Вашем назначении?
- 21 сентября 2006 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы наша община отмечала свой первый престольный праздник после более 70-летнего перерыва. От имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви поздравить прихожан прибыл секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский. В тот день он и вручил мне указ Блаженнейшего Митрополита Владимира о моем назначении на должность настоятеля.
- Как видим, все церковно-административные и канонические вопросы по Вашей общине решены положительно, а какова ситуация с разрешениями от органов местного самоуправления?
- За долго до того, как представители так называемого Киевского патриархата освятили свой крест, от нас уже лежали документы в мэрии, в Кабинете Министров и администрации Президента Украины. Все они были подписаны соответствующими должностными лицами. Наш вопрос был решен положительно - эта земля была выделена под строительство небольшого храма с алтарем и престолом, а не под установление палатки. Сегодня мы молимся в палатке, а позже, если Бог благословит, будет храм, как это было в древности.
- В то время как Вы с прихожанами молитесь в палаточном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в широких кругах решается вопрос о том, быть или не быть Десятинной церкви в первозданном виде. Какова Ваша позиция?
- Если честно, мы пока не вмешиваемся в решение вопроса о том, будет ли восстанавливаться на своем историческом месте Десятинная церковь. На мой взгляд, это в компетенции историков, архитекторов и руководителей города.
- Помнится, в органы местной власти поступали жалобы на то, что палаточный храм установлен для того, чтобы препятствовать деятельности так называемого Киевского патриархата...
- Узко мыслят авторы этих жалоб. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы установлен на этой исторической территории с одной единственной целью - увековечить память защитников нашего Отечество от монголо-татарского ига.
- Чего Вы ожидаете от подобных заявлений раскольников?
- Бес стращает, а мы стараемся идти по своему пути. Представьте себе сельскую улицу: вы себе спокойно идете по дороге, а за забором лает злая собака. Она норовит вас достать, а не может, так как мешает забор и привязь. И тем сильнее становится ее лай.
В подобных ситуациях я вижу для себя единственный выход - стараться сохранить внутреннее спокойствие. Я ведь не один в храме - сюда приходят люди, которые доверяют священнику, тянутся за ним, ищут у него ответы на жизненные вопросы. Нельзя нам сдаваться. Как говорит Писание, «какой мерой мерите, такой и вам отмерится». Мы люди мирные, не хотим конфликтов. Я пришел сюда с открытым сердцем и желанием помогать. Но не всем это оказалось нужным, к сожалению.
- Многие верующие до сих пор вспоминают первые три недели Вашего стояния...
- Да, было время! Практически каждый день меня пугали, что нашу церковь взорвут или как-то по-другому уничтожат. Были даже попытки подкупа должностных лиц. Одним словом, перепробовали против нас многое: от взяток до лишения жизни. Кто-то даже грозился меня на палатке повесить. Но мы выстояли - три недели держались, пока ситуация немного стабилизировалась. За все это время храм ни разу не был закрыт или пуст. Люди приходили, интересовались, так что из нескольких человек выросла целая община. И все это время, слава Богу, дело дальше угроз не идет.
- Ну да, были бы конфликты, вряд ли бы удалось привезти в храм частицу мощей святого апостола Андрея Первозданного...
- Действительно, в прошлом году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира мы привезли в наш храм ковчег со стопой святого апостола Андрея Первозванного. О привозе святыни мы никому специально не объявляли, дабы, чего доброго, не спровоцировать конфликт. Архиепископ Переяслав-Хмельницкий (ныне Белоцерковский и Богуславский) Митрофан совершил благодарственный молебен в сослужении многих клириков Киевской епархии. Поклониться святыне пришли тысячи киевлян и гостей города. Монахи, которые привези стопу из Одессы в Киев говорили, что не ожидали, что все пройдет так мирно и спокойно. По их словам, было намного спокойнее, чем во многих местах, менее конфликтных, чем Киев.
- И, наконец, последний вопрос. Отец Гедеон, в 2007 году, община, которая собралась в палаточном храме, отметит годовщину своего стояния в вере. Что бы Вы пожелали своим прихожанам и тем, кто еще только ищет дорогу к храму?
- Наверное, веры в то, что каждый из нас делает. Именно с этого мы и начинали. Против нас год назад ополчились многие, а мы не имели другой защиты кроме доверия Богу, который нас благословил возродить здесь духовность. Мы не устраивали митинги, не ходили по городу с плакатами, даже не отвечали на угрозы. Верующие просто приходили в храм и молились. А как результат - многочисленные плоды наших трудов. Так что к своим прихожанам и всем тем добрым людям, которые помогали все это время, я бы хотел обратиться с флотским призывом: «Так держать!»
НАЗАД |
|
|
|
|
|
|